Яндекс.Метрика

 

 

биография знаменитостей

связь с админом

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

искусство  ломоносова

 М. В. Ломоносов обладал незаурядными художественными способностями. Об этом свидетельствуют его известные мозаичные портреты и картины, которые являются непревзойденными образцами русского мозаичного искусства XVIII в. Систематические уроки рисования Ломоносов начал брать еще в Марбурге. Среди его рукописного наследия сохранились ученические рисунки, один из них изображает Каина. Однако подлинный талант Ломоносова-художника раскрылся в мозаичном искусстве. Здесь наиболее четко проявились его научные и художественные дарования.

     В 1745 г. канцлер М. И. Воронцов привез из Рима мозаичные произведения. Однако способ изготовления мозаик, широко распространенный в Древней Руси, к XVIII в. оказался утерянным. Ломоносов поставил перед собой задачу возродить в России это забытое искусство. Постройка в 1748 г. химической лаборатории позволила ученому начать большие работы по химии и технологии силикатов, а также и по теории цветов. Ему удалось в результате больших усилий создать рецептуру для получения смальт и наладить их изготовление. Увлеченный мозаичным искусством, Ломоносов разработал методы отливки и шлифовки смальт, отыскал лучшие рецепты мастики, с помощью которой смальта крепилась на медном подносе. Уже в марте 1752 г. он закончил первую художествен¬ную мозаичную работу — образ богоматери по картине итальянского живописца Солимены.

     Свое мастерство Ломоносов-художник стремился передать ученикам, которых он отбирал из Рисо¬вальной палаты академии и из других учреждений Петербурга. Вместе с учениками он создает высоко¬художественные мозаичные портреты, в том числе несколько изображений Петра I. Желание Ломоносова освободить страну от экспорта ряда изделий из стекла и наладить произво¬ство этих предметов заставляет его построить специальную фабрику. В 1752 г. он добился от сената разрешения на ее сооружение в окрестностях Ораниенбаума (ныне г. Ломоносов), где были все условия для организации стекольного производства.

     Весной 1753 г. близ деревни Усть-Рудицы началось строительство фабрики, которое было в основном завершено к лету следующего года. Археологические раскопки в Усть-Рудице, проведенные в 1949—1953 гг., раскрыли огромный объем производственной деятельности на фабрике цветного стекла. Здесь Ломоносов создал единственное в своем роде промышленно-художественное предприятие, решил обширный комплекс производственных задач и, кроме того, вел научно-исследовательские работы, производил метеорологические наблюдения, изучал атмосферное электричество и т. д.

     Начиная строительство фабрики в Усть-Рудице, Ломоносов рассчитывал на большие государственные заказы. Он надеялся широко развернуть мозаичное искусство, готовить монументальные памятники, которые бы прославляли величие России, боевые подвиги и исторические свершения русского народа.

     Но правительственные заказы не поступали. Финансовое положение фабрики было тяжелым. Ее изделия не находили сбыта. Так, за два года и во¬семь месяцев доход фабрики составил 500 руб., а на ее постройку, оборудование и содержание было уже израсходовано более 9 тыс. руб.

     В 1758 г., не отступая от своих замыслов, Ломоносов разработал проект художественного убранства внутренних стен Петропавловского собора мозаичными картинами, прославляющими Петра I. Однако рассмотрение ломоносовского проекта затянулось на несколько лет. С приходом к власти Екатерины II сановники, поддерживавшие Ломоносова, сошли с политической сцены. Все труднее становилось ученому осуществлять свои художественные планы. Несмотря на многочисленные преграды, в 1761 г. он вместе с помощниками приступил к работе над картиной «Полтавская баталия». На¬бор этой грандиозной мозаики проходил в мозаичной мастерской при доме Ломоносова. Смальты для этого панно изготовлялись в Усть-Рудице. К середине 1764 г. мозаика «Полтавская баталия» была закончена, и Ломоносов собирался начать изготовление другой картины этой же серии — «Азовское взятие». Но этот замысел художника остался неосуществленным.

     Отдавая дань художественному творчеству Ломоносова, высоко оценивая созданные им произведения мозаичного искусства, Академия художеств 10 октября 1763 г. избрала его своим почетным чле¬ном.

     Вопрос о судьбе мозаичного дела в России, которому Ломоносов отдал много знаний, сил и творческих поисков, волновал его. Незадолго до кончи¬ны им был составлен «Проект прошения в сенат о лицах, которым может быть доверено мозаичное дело после смерти Ломоносова».

     Только в наше время в Советском Союзе осуществилась мечта Ломоносова о декоративном убранстве мозаиками «огромных публичных строений». Стены многих общественных зданий — дворцов и домов культуры, метрополитенов и т. д. — Москвы, Ленинграда, Киева и многих других городов стра¬ны украшают монументальные мозаики, изготовленные советскими художниками, которые продолжают славные ломоносовские традиции.

     Подводя итог этому последнему разделу творчества М. В. Ломоносова, завершающему его служение и науке и искусству, Н. Н. Качалов в таких словах отмечает основные его результаты:

      Разработана и внедрена в лабораторную практику подлинно научная методика экспериментального исследования с соблюдением строгого постоянства условий опытов, с точным учётом наблюдаемых явлений, с систематизированным хранением образцов и с ведением лабораторного журнала. Проведено первое, строго научное капитальное исследование действия на стекло разнообразных минеральных красителей и заложены начала методики изучения влияния состава стекла на его свойства.

     При крайне ограниченном количестве известных в то время минеральных красителей разработана рецептура многочисленных цветных стёкол с применением самых передовых методов химико-лабораторного экспериментрования.

     Разработана богатейшая палитра мозаичных смальт.

     Осуществлено внедрение методики варки цветных стёкол и производство, в результате чего отечественные стекольные заводы начали выпускать разнообразно расцвеченные художественные изделия.

     Построена стекольная фабрика, передовая по оборудованию и методам работы, предназначенная для производства различных художественных изделий из цветного стекла по технологии, разработанной Ломоносовым.

Сделать бесплатный сайт с uCoz